Зачем автомобилю нужны амортизаторы


Амортизатор для многих автолюбителей остается загадочной вещью, живущей «сама по себе». Это вызвано, наверное, тем, что амортизатор, в отличие от большинства деталей автомобиля, не выходит из строя сразу, окончательно и бесповоротно, а «угасает» постепенно. Поэтому водитель, привыкая, не замечает ухудшение рабочих характеристик. Некоторые водители проезжают сотни километров, не обращая особого внимания на наличие стука сзади или спереди, особенно часто это случается на автомобилях, где амортизаторы являются частью конструкции подпружиненных стоек и раскачка кузова не так заметна.

внешний вид этого элемента подвески

Для чего нужен амортизатор

Амортизатор, являясь элементом подвески, гасит колебание колеса автомобиля относительно кузова при движении по разбитой или неровной дороге, колебания продольного раскачивания при резком ускорении, переключении передач и торможении, при кренах на крутых поворотах. Эти явления возникают в результате наличия упругих элементов системы подрессоривания и пневматических шин. Такие элементы способствуют излишнему подпрыгиванию колес, что опасно, так как протектор шины некоторое время не имеет сцепления с дорожным покрытием и таким образом колесо лишь частично удерживает автомобиль на правильной траектории движения.

Главная функция амортизатора – на любых неровностях обеспечивать постоянный и плотный контакт шины с дорогой.

передняя подвеска

Эффективность работы амортизатора снижается при утечке жидкости, связанной с износом сальников, снижения вязкости жидкости, а также, при износе клапанов поршня и значительном повышении температуры. Ухудшение рабочих характеристик приводит к ухудшению управляемости автомобилем, особенно на поворотах и неровных участках дорог. Тормозной путь увеличивается до 35% в зависимости от загрузки автомобиля, наличия антиблокировочной системы и других факторов. В связи с неравномерным износом уменьшается срок службы шин и увеличивается расход топлива. Снижается эффективность ABS и других электронных систем стабилизации.

Как проверить амортизатор

Произвести диагностику амортизаторов лучше всего на специальном вибростенде. Получив распечатку, вы увидите степень износа каждого амортизатора и сможете сравнить разность износов правого и левого на каждой оси.

в разрезе

Самостоятельно определить степень износа, не имея достаточного опыта, довольно сложно. Многие источники рекомендуют произвести визуальный осмотр на предмет подтека жидкости, а затем интенсивно раскачивать автомобиль за каждый угол, поочередно нажимая на бампер или крыло 3-4 раза. В результате такого воздействия кузов должен выполнить только одно обратное движение до нормального положения. Если машина качнулась большее число раз, то амортизатор неисправен.

Однако, такой метод проверки эффективен для гидравлических (масляных) амортизаторов. Устанавливаемые, в большинстве случаев, на современных автомобилях газонаполненные амортизаторы на этот метод диагностики не реагируют. Чаще всего их диагностируют поведением автомобиля на участке дороги с мелкими неровностями, так называемая «езда по стиральной доске», обращая внимание на ухудшение управляемости, устойчивости и тормозных характеристик.

Обнаружив неисправность необходимо произвести замену обоих амортизаторов на одной оси новыми. Учитывая, что многие изготовители комплектуют свои изделия крепежом и пыльниками, замену можно произвести своими силами, при наличии приспособления предназначенного для сжатия пружин.