Стоит ли праздновать «День жестянщика?»


Какими бы долгими не были лето и осень, зима все равно вступит в свои права. Для детворы эта пора, быть может, и благодатная. А вот для водителя она – сущий ад. Ведь именно с ней приходят многочисленные беды автомобилиста. В чем они состоят? Можно ли их избежать или хотя бы уберечься от их негативного воздействия? Давайте разбираться, что же это такое – езда зимой?

управляемый занос

Автомобильные проблемы зимнего периода

Холодное время года навевает на всех автолюбителей грустные и тягостные раздумья. Все это потому, что зимние проблемы любого водителя схожи между собой. Они связаны с тем, что на скользкой дороге сцепление колес машины с проезжей частью становится хуже, и, как следствие, возрастает вероятность потери управления транспортным средством. Итогом такой «перспективы» может стать дорожно-транспортное происшествие. Разбитые машины, испорченное настроение, хождение по страховым компаниям, потеря времени и многое другое, явно не из области приятного.

Вторая автопроблема зимнего времени – это пониженная температура воздуха, вынуждающая водителя постоянно прогревать свой автомобиль. В итоге – повышенное потребление горюче-смазочных материалов и потеря времени на обогрев. Попытка компенсировать потраченное время вступает в противоречие с первой проблемой, уже отмеченной ранее.

Наконец, третья неприятность — это повышенная нервозность на дороге. Езда зимой заставляет водителя просчитывать массу ситуаций и «думать за других», чтобы не стать участником ДТП. А это, согласитесь, выматывает основательно.

Что же делать? Неужели задаваться гамлетовским вопросом – «Ездить зимой или не ездить?». Попробуем выработать методику действий водителя на зимней дороге.

Морально-психологическая готовность водителя к зиме

Первое, что должен учитывать любой автомобилист, выезжая на скользкую дорогу, — это его готовность к принятию самого факта зимы. Водитель должен осознавать, что с приходом холодного времени года его тактика вождения, выработанная благоприятными дорожными условиями весны, лета и осени, должна претерпеть существенные изменения. И новации эти будут заключаться в отказе от агрессивного метода управления автомобилем и неминуемом переходе на спокойную, предупредительную и осторожную тактику руления.

Чем раньше водитель осознает необходимость подобной метаморфозы, тем лучше. И в этом смысле есть один действенный совет. С началом зимы автолюбителю было бы желательно выполнить одно упражнение на какой-либо закрытой площадке, автодроме, пустыре или просто тихой улочке, где нет других автомобилей и пешеходов. Следует разогнаться на скользкой дороге, «сорвать» машину в неуправляемый занос и затем попытаться вернуть себе управление автомобилем… Скорее всего, результат подобной попытки будет отрицательным, но водитель получит блестящую демонстрацию опасности, которую таит в себе зимнее вождение.

Техническая готовность автомобиля к зимнему периоду

Современная эпоха располагает вполне конкретными техническими средствами, позволяющими если не ликвидировать негатив зимней дороги, то уж точно минимизировать его влияние на управление транспортным средством. Например, противоледные реагенты или дорожное полотно с обогревом. Второе для России – фантастика, а первое не может быть применено на всех российских «семи загибах на версту».

Борьба с гололедом превращается в личное дело каждого автомобилиста. И здесь адекватное вождение зимой смогут обеспечить «шиповка» или «липучки».«Шиповка» (или ошипованная резина) – это вид зимних шин, оснащенных специальными металлическим шипами, которые вгрызаются в лед и утрамбованный снег, увеличивая коэффициент трения шин с дорогой.

«Липучки» — это вид зимних неошипованных шин, изготовленных из мягкой резины и имеющих особый протектор, состоящий из большого количества бороздок. Многие эксперты сходятся во мнениях, что «липучка» (резина, прилипающая к скользкой дороге) — это, с одной стороны, типичный маркетинговый ход, а с другой – тип зимней резины, разрешенный в Европе, где «шиповка» находится под запретом.

В России наибольшей популярностью традиционно пользуются ошипованные шины. И каждому водителю настоятельно рекомендуется осуществлять зимнее вождение на автомобиле с такой резиной. Однако многие водители, «благодаря» длинным очередям в шиномонтаж, переходят на новый тип шин несвоевременно, по мере возможности. Это недопустимо; следует помнить «золотое правило» зимы: лучше «переобуть» машину на две недели раньше, чем на две минуты позже. Поэтому целесообразнее потерять время в шиномонтаже, чем потом занимать очередь в кузовной цех автосервиса.

Основы управления автомобилем на зимней дороге

Теоретические знания, не подкрепленные умениями и навыками, вряд ли помогут водителю справиться с зимней дорогой. Отсюда – главное правило: если у автолюбителя нет уверенности в своих действиях, за руль лучше не садиться, а вызвать такси.

Важное значение при движении на скользкой дороге имеет правильный выбор, во-первых, дистанции, во-вторых, встречного и попутного интервалов.

Безопасная дистанция на скользкой дороге должна быть увеличена в 8 раз, по сравнению с движением по сухому асфальту. Так, при скорости 90 км/ч она должна составлять 400 метров.

Кроме того, водитель должен помнить, что на зимней дороге боковой интервал необходимо увеличивать, чтобы иметь возможность среагировать на внезапное изменение траектории движения либо своего автомобиля, либо попутно или встречно двигающегося транспортного средства.

Третий аспект безопасного управления автомобилем зимой – это правильная тактика торможения. Во-первых, следует отказаться от практики резкого торможения (кроме случаев предотвращения ДТП). Во-вторых, торможение должно осуществляться «двигателем», с включенными сцеплением и передачей.

Четвертый фактор – это прохождение крутых поворотов. Во избежание заносов водителю рекомендуется: 1) перед поворотом снизить скорость; 2) включить пониженную передачу; 3) не предпринимать резкого ускорения или торможения. Это позволит сохранить сцепление колес с дорогой и избежать заноса.

И последний, очень важный момент: езда зимой часто приводит к тому, что машина все-таки «срывается» в занос. Приоритетом для водителя станет выбор правильной тактики выхода из заноса. Он должен понимать, что его действия должны зависеть от типа трансмиссии (или привода) автомобиля. Так, при возникновении заноса на заднеприводном автомобиле необходимо: 1) ослабить давление на педаль акселератора; 2) повернуть рулевое колесо в направлении заноса. При заносе переднеприводного автомобиля следует; 1) слегка увеличить нажатие на педаль газа; 2) скорректировать рулем направление движения автомобиля.

шипованная резина

Пешеходная проблема

Безопасность на зимней дороге – понятие обоюдоострое. Водитель обязан осознавать не только опасность других транспортных средств для себя, но и проблемность своего автомобиля по отношению к иным участникам дорожного движения. И, прежде всего, пешеходам.

Практикуя вождение зимой, каждый водитель должен быть предельно внимательным при проезде пешеходных переходов, предупреждая наезд на пешехода. Данная задача автолюбителя усложняется еще и потому, что пешеходы в своей массе просто игнорируют правила движения по переходам. Ведь выходить на проезжую часть они имеют право, только предварительно убедившись в безопасности своего маневра. А львиная доля этих хрупких созданий даже не смотрит в сторону приближающегося транспорта. На зимней скользкой дороге это может привести к фатальным последствиям.

Совет здесь один: приближаясь к пешеходному переходу, водитель должен быть максимально осторожен и предупредителен. Наезд на пешехода легче предотвратить, чем разбираться с его последствиями и доказывать свою невиновность.

Курсы экстремального вождения

Хорошим подспорьем для водителя (особенно, начинающего) станут специальные практические курсы. Например, школа экстремального вождения.

Инструкторы с радостью передадут свой богатый опыт «зеленым» водителям, которые на практике будут отрабатывать правильные действия в пусть и смоделированной, но реальности.

Прелесть подобных курсов состоит в возможности закрепить свои теоретические знания и получить умения и навыки, которые можно будет применить в экстремальных ситуациях.

Подведем итоги.

Зимняя дорога, как известно, ошибок не прощает. К ней нужно быть готовым – и морально, и технически. Строгое соблюдение Правил дорожного движения, принципов безопасного управления автомобилем, осторожность и практические навыки позволят автолюбителю беспроблемно осуществить вождение зимой и благополучно пережить зимний период своей жизни. И никогда не праздновать «День жестянщика».