Автомат после механики — как сломать привычку?


Прогресс не стоит на месте, и хотим мы того или нет, придется с этим считаться. Езда на машинах с автоматической коробкой передач — это тоже детище эволюции. Постепенно «автомат» становится популярней «механики», вытесняя её с рынка и из сознания водителей. Даже в автошколах уже появилось разделение – теперь курсанты вправе выбрать, будут они учиться по классической схеме на «механике», или сразу предпочтут автомобиль с автоматической трансмиссией.

автоматическая коробка

Тут, правда, есть свои нюансы. Дело в том, что получив стандартное водительское удостоверение, вы в любой момент можете променять «механику» на «автомат». И ничего дополнительно сдавать не придется. А если вы учились изначально только на автоматической коробке передач, то в правах вам поставят отметку «АТ». И в этом случае вы не имеете права пересесть на «механику». Для этого надо снова идти в автошколу, а после сдавать еще раз экзамены в ГИБДД.

Тем не менее, многие эксперты уже предрекают скорую гибель «механики». По их словам, рано или поздно останется только «автомат». Поэтому, может, и нет смысла терять время и изучать все нюансы механической коробки передач, а сразу учиться на автоматической. А тем, кто уже за рулем «механики», возможно, стоит задуматься, не пересесть ли на «автомат».

Опыт – плохой советчик

Тот редкий случай, когда опыт играет не на руку, а скорее наоборот. На автомобильных форумах часто можно увидеть сообщения такого рода: «Думаю, какую машину купить. Мой папа ратует за механику. Он лет 20 на ней проездил, и говорит, что это лучший вариант».

Ну что ж, не обижайтесь, но папа говорит глупость. Точнее, он просто не может посоветовать ничего другого, так как не знаком с автоматической трансмиссией. Он всю жизнь ездил на «механике», естественно, после этого он будет всеми руками за неё. С таким же успехом он может советовать вам ни в коем случае не пересаживаться на праворульный автомобиль, даже если вы собираетесь жить в Англии. Все дело в привычке. И многие матерые водители, к сожалению, «жертвы» этой привычки.

Только от вас зависит – менять «механику» на «автомат» или нет. Как решите, так и будет. В конце концов, у автоматической коробки передач есть свои неоспоримые плюсы. Но об этом поговорим позднее.

Навыки и рефлексы – в топку

Для опытных водителей бывает трудно пересесть с механической трансмиссии на автоматическую. Частично, это дань своим привычкам и нежелание их менять, о чем говорилось выше. Но есть и психологический фактор. Так уж заведено, что многие люди боятся попробовать что-то новое. Их логика проста: «Зачем ремонтировать то, что и так работает?»

Понять их отчасти можно. Ну, представьте себе мужчину лет 40-50 с сединой в волосах, за плечами которого громадный опыт управления автомобилем. Он всю жизнь крутил «баранку», выжимал сцепление и переключал скорости на «механике». Уровень мастерства давно доведен до автоматизма. О таких говорят, что «может ездить с закрытыми глазами». А теперь ему вдруг после стольких лет ни с того ни с сего надо снова чему-то учиться, снова чувствовать себя молодым и «зеленым». Конечно, он будет сопротивляться этому как может.

Не очень опытным водителям познавать новое гораздо проще. И соответственно, они с большей легкостью пересядут на «автомат» после «механики». Хотя и тем, и другим не так уж и многому придется научиться.

В первую очередь при управлении автомобилем надо полностью забыть про левую ногу и частично про правую руку. В машинах с автоматической трансмиссией нет педали сцепления, только газ и тормоз. Поэтому левая нога не участвует в управлении. По первости некоторые водители пытаются тормозить несуществующей педалью, так как привыкли это делать на «механике». В результате они очень резко нажимают на тормоз. В качестве совета, можно во время переучивания убирать «ненужную» ногу под сидение. После того, как привыкните, можно доставать обратно. А в некоторых автомобилях для левой ноги сделан специальный выступ, на который следует поставить ступню и не отрывать.

подставка для левой ноги

Придется отвыкать и от привычки ставить ручку переключения на «нейтрал» при остановке на том же светофоре. На «автомате» это требуется, только если остановка длительная.

Поначалу, возможно, будет несколько непривычно. Бывает даже, что «бывшие механики» создают аварийные ситуации на дороге, так как путаются в управлении. Но на самом деле мучиться придется недолго. Те, кто уже переучивался, говорят, чтобы забыть старые навыки и обрести новые понадобится всего несколько дней (максимум неделя).

Новые знания

При пересаживании с «механики» на «автомат» придется не только от чего-то отвыкнуть, но и кое-чему научиться. Во-первых, нужно запомнить, что автоматическая трансмиссия работает в трех основных режимах:

  • D — непосредственно движение,
  • R – задний ход,
  • P – режим парковки или стоянки.

Переключать режимы на АКПП можно только при включенном двигателе и зажатой педали тормоза.

При остановке на светофоре селектор автоматической коробки остается в режиме «D». Но помните, что необходимо удерживать педаль тормоза. Если её отпустить, автомобиль начнет движение, что станет неприятным сюрпризом и для вас, и для тех машин, которые стоят перед вами.

А если вы решили резко ускориться (например, при обгоне), то и педаль газа надо нажимать до упора. Этот прием называется «кик-даун».

При выходе из автомобиля, если двигатель не заглушен, нужно не забывать переключать рычаг в положение «Р» и только после этого покидать салон. Иначе ваша машина начнет двигаться сама по себе.

Плюсы и минусы

Автоматическая трансмиссия далеко неидеальна и имеет ряд недостатков. Во-первых, машина с «автоматом» стоит больше (можно смело прибавлять тысяч 10-15 рублей при покупке). Во-вторых, ремонт её тоже обходится дороже, чем «механики». Ну и, в-третьих, на «механике» зимой легче бороться с заносами и выбираться из сугробов.

Но есть один плюс, который уравновешивает все минусы. С «автоматом» гораздо комфортнее. Особенно в городе, где понятие «быстрая езда» часто отсутствует. Стоять в пробках с автоматической трансмиссией удобнее в разы. Не надо постоянно выжимать сцепление, «подхватывать» газ, дергать рычаг управления с нейтральной скорости на первую и обратно. Знай себе – жми на газ и тормоз попеременно и всё! И морально, и, тем более, физически, практически не устаешь. И даже после пробок испытываешь определенное удовольствие от вождения автомобилем.