Нижний Новгород — Сыктывкар и обратно — отчет о поездке

Совершенно неожиданно представилась возможность съездить на машине на родину – в город Сыктывкар. С этим маршрутом у меня связаны особые воспоминания. Летом 2009 года я, еще довольно неопытный, с полугодовалым реальным стажем вождения на своей первой машине – Москвиче 2141 – ездил в Сыктывкар и обратно два раза за лето. Первая длинная поездка, первый раз до смерти затекшие ноги и спина, первый сон за рулем – все это было в той первой поездке. Многому научился как водитель с тех пор. Расскажу как-нибудь…

А сейчас поведаю о недавней поездке по маршруту Нижний Новгород – Сыктывкар.

Как лучше ехать из Нижнего Новгорода в Сыктывкар?

За день до выезда захотелось получше подготовить машину. Пропылесосил, помыл. Поменял сгоревшую лампу ближнего света и левую габаритку. Проверил уровень масла, долил немного тормозухи, протер двигатель. Заправил, чтобы утром в день поездки не тратить время. На заправке подкачал колеса – перед 2,3, сзади 2 очка. Тщательно протер лобовое стекло не только снаружи, но и внутри – со временем на нем собирается тёмный налет, что уменьшает видимость в вечернее время. Всё, машина готова. Надо подготовить себя – в первую очередь выспаться. Сразу скажу – не получилось.

Маршрут наш пролегал из Нижнего Новгорода через Борский мост на север, через города Семенов, Красные Баки, Урень, Шахунья, дальше на Яранск, потом на север через Котельнич на Киров, потом в сторону Мурашей на Сыктывкар. Общая протяженность маршрута составила по одометру 1090 км, приехали за 13,5 часов. Средняя скорость по компьютеру получилась 82 км/час. Неплохо.

Как прошла поездка?

Примерно на такое время и рассчитывали, поэтому выезжать решили с рассветом – в 6 утра. Была суббота – поэтому трасса практически пустая. Конец марта, погода солнечная, снега уже мало. Тот, что растаял, высох, поэтому дорога сухая. Уехали на чистой машине, на чистой и вернулись, что не может не радовать.

Вообще, в длинной поездке на чистой машине устаешь меньше. Это при условии, что не идет дождь, и из под колес впереди идущих машин не летит грязь. А когда сквозь грязные стекла приходится напряженно в течение многих часов всматриваться в дорогу, глаза устают и общее утомление наступает быстрее. Конечно, все это чувствуется скорее ближе к вечеру, к концу поездки, когда силы на исходе. Это самый опасный участок пути. Если стемнело, глаза устали, дорога незнакома, внимание притупилось – начинаются ошибки. Хорошо, если только штрафом отделаешься. Главное доехать живым.

Но в этот раз поездка была прекрасной. Отличная погода поднимала настроение и бодрила, ведь мы не выспались накануне.

Жена моя на пассажирском сиденье с навигатором в руках помогала ехать без ошибок, подсказывала, если за фурой приближался знак 3.20 «Обгон запрещен». Не люблю я эти знаки, ой не люблю. Не потому, что они есть. Они нужны, без сомнения. Не люблю, потому что часто о том, что ты находишься в зоне действия этого знака, узнаешь только по приближению отменяющего. Этой проблемы нет на тех участках дороги, где знак «Обгон запрещен» ставят с обеих сторон дороги – если правый закроет фура, левый не пропустишь. Но в этой поездке ни одной такой установки знаков не видел. Более того, многие знаки выцвели от времени, так что красный круг не видно вовсе, поэтому непонятно издалека, то ли «Обгон запрещен», то ли «Конец зоны всех ограничений». Экономят…

К счастью, ни разу за поездку туда и обратно, нас не остановили инспектора ДПС. Заметил, что водители в Кировской области и Коми обязательно предупредят о засаде. В Нижегородской области такого не замечал – более равнодушны что ли.

Состояние дороги на маршруте Нижний Новгород — Сыктывкар

После недавней поездки в Ярославль, я очень люблю нижегородские дороги! Да ямки бывают, но, как правило, небольшие. Но то, что началось после Уреня – труба! По состоянию на сегодня (апрель 2015) начиная от Уреня через Шахунью до Яранска – самый мерзопакостный, не побоюсь этого слова – участок дороги. Даже в моей, относительно тихой машине, очень некомфортно ехать по такой дороге. Сплошные ямки, трещины, колдобины и волны на дороге. Справедливости ради, отмечу, что ремонтированные участки все-таки были, но метров по 500, не более. Только успеваешь разогнаться до 90 км/час и по тормозам. На некоторых участках приходилось ехать километров 40 в час. Быстрее – страшно. За подвеску.

Участок Яранск-Котельнич смешанный. Две трети пути до Т-образного перекрестка у поселка Криуша – идеально ровная прямая дорога. Ехали 110-120. Быстрее не люблю, даже на хорошей трассе. Оставшаяся треть пути до Котельнича – похуже, но не критично. Но это на сегодня лучший вариант, как ехать из Яранска в сторону Кирова. Дорога через Советск, по отзывам, хуже (кто ездил, отпишитесь, пожалуйста). Хотя в 2009, когда я ездил по этому маршруту прошлый раз, именно через Советск дорога была лучше. Так случается, что проходит лет пять, и те участки дороги, которые были ужасными, стали после ремонта практически европейскими. А те, что запомнились как хорошие, испортились, и дорожники до них еще не дошли. В общем, через Котельнич. Спасибо отцу за подсказку.

Сам Котельнич – отдельная история. Такое ощущение, что дорогу в нем со времен СССР не ремонтировали. Ну да ладно, он закончился, едем дальше.

Котельнич – Киров. Дорога отличная. Показалась немного узкой, но ровная.

От развилки Киров – Сыктывкар до Мурашей дорога относительно ровная, но мелкая крошка асфальта создает сильный шум в салоне.

От Мурашей и до Сыктывкара дорога, в основном, на твердую пятерку, местами 4+, и лишь в одном месте, кажется, был короткий участок, метров 500, рядом с мостом через маленькую речку. Там пришлось притормозить, чтобы дальше не идти пешком.

Обратный путь был по ощущениям другой. После прекрасных дорог Коми участок Яранск — Красные Баки просто невыносим. Сзади сидели попутчики (в этот раз ответственные), мне было их искренне жаль от тряски. Да и сам устал. Доехали быстрее на полчаса, хотя развозили попутчиков по Нижнему Новгороду.

Другие особенности поездки

Напоследок пару слов о том, что еще запомнилось в этой поездке.

Во-первых, попутчики. С недавних пор, если есть свободные места, я публикую поездку на БлаБлаКар. И топливо немного окупается и опыт общения с разными людьми полезен. В этот раз для себя сделал вывод, что договариваясь по телефону о поездке, не лишним было бы спрашивать, кто конкретно едет. Нередко по разговору этого не понять, если не спросить прямо. Человек просто занимает пару мест. Так и в этот раз, мужик попросил забронировать два места. Оказалось, что подвезти нужно двух больных (ну, так, относительно, по виду порой ведь и не скажешь). Мало того что они были подвыпившие, так один еще и пятно на сиденье после себя оставил. Хотя с виду одежда чистая была. Неприятно. Спросил бы по телефону, скорее всего, отказался бы. А уже на месте подводить людей не люблю.

Во-вторых, в первый раз заметил, как влияет попутный или встречный ветер на расход топлива. В Сыктывкар я приехал с расходом на компьютере 4,9 литра на сотню, и это при том, что последние 300 км от Летки до Сыктывкара ехали 140 км/час. Обычно езжу поспокойнее, но расход топлива меньше 5,1-5,4 не падает.

Сначала я подумал, что это Лукойловская солярка так от Газпромовской отличается. Но когда с такой же манерой езды на обратном пути расход вырос до 5,4 литра (и это не за обратный путь, а за всю поездку 2200 км, то есть реально на обратном пути было больше на литр), я понял что дело не в топливе. Был сильный южный ветер. По пути туда я его не замечал, а на обратном пути – еще как. Даже круиз-контроль порой отключался из-за рывков встречных. Вот так. А в Москве в те дни деревья ветер вырывал – это я узнал из новостей потом. Такое вот интересное открытие для меня. Как-то читал, что однажды один самолет разбился из-за того, что расчетного количества топлива не хватило как раз по причине встречного ветра.

И, наконец, в третьих. Я решил при первой возможности поменять лобовое стекло. Оно абсолютно целое, но за 6,5 лет эксплуатации на нем образовались микроскопические точки от песчинок. Обратную часть пути к вечеру пришлось ехать в сторону заходящего солнца, и все эти точки на стекле переливались и светились яркими узорами. Днем этого не увидишь, а вечером очень устают глаза.

Завершаю сей рассказ. Вам желаю приятной дороги, куда бы вы не ехали, и всегда добираться к пункту назначения живыми и здоровыми!