Виды поломок генератора и способы их диагностики


Генератор относится к числу наиболее загруженных элементов автоэлектрики автомобиля. В процессе передвижения машины скорость вращения его вала может достигать 14 000 оборотов за минуту. О таких цифрах не приходится говорить даже по отношению к мотору. Не удивительно, что уже через 160 тысяч пробега (в среднем) приходится менять данный агрегат или прибегать к его тщательному ремонту.

внешний вид генератора, если вам его непросто узнать под капотом

Не редкость и неисправности генератора, признаки которых различны. Если он начинает работать недостаточно качественно или вообще перестает функционировать, под вопрос ставится сам факт получения электрической энергии. Естественно, какое-то время аккумулятор сможет проработать, но это время логично использовать для диагностики неисправности, а не для эксплуатации автомобиля.

Какие бывают поломки в генераторе?

В первую очередь, нужно отметить, что проблемы могут касаться как самого агрегата и его управления, так и электрической цепи в целом. Например, быть связанными с аккумулятором.

Итак, если нет зарядки, то возможно, что:

  1. сломался регулятор;
  2. произошел обрыв роторной обмотки;
  3. сгорел диодный мост;
  4. сломались предохранители в монтажном блоке;
  5. истерлись щетки генератора;
  6. имеется повреждение проводов либо контакты батарей или клемм недостаточно качественные;
  7. сгнила обмотка стартера.

Если в цепи автомобиля наблюдается повышенное напряжение, недостаток следует отнести к тому, что:

  • есть неисправность в регуляторе либо диодном мосту;
  • произошло межвитковое замыкание в обмотке ротора;
  • имело место короткое замыкание в аккумуляторной батарее;
  • на генераторе недостаточная масса.

Генератор может плохо держать нагрузку. Как правило, это случается тогда, когда:

  1. в машине слишком много электрического оборудования, потому предельно допустимая нагрузка превышена;
  2. есть проблемы с обмоткой статора, батареей и диодным мостом генератора, неисправность регулятора генератора.

Кроме того, он способен издавать нетипичные звуки в ходе работы. Такая ситуация может быть связана как с выходом из строя подшипников и изношенностью ремня привода, так и с любыми другими причинами из числа уже названных.

На фото изображено, из каких составных частей состоит наш труженик

Износ подшипников является показанием для их замены. Износ посадочного места для них – поводом для смены крышки генератора. А ослабление гайки шкива – причиной для ее подтягивания.

Как обнаружить дефекты?

Путем визуального осмотра генератора (иногда признаки сложной поломки на деле оборачиваются элементарными неисправностями) и с применением специального диагностического оборудования. В автомобильных сервисах это целые стенды, позволяющие определить величину зарядного тока и напряжения включения.

Например, в норме напряжение, которое регулирует реле, может находиться в пределах от 13,9 до 14,5 В. Если мультиметр выдает нормальные показатели, которые при работающем двигателе повышаются, то причину поломки следует искать дальше.

Какие элементы проверить?

В обязательном порядке оценивают натяжение ремня привода, так как его проскальзывание ведет к уменьшению мощности генератора и быстрой разрядке аккумулятора автомобиля. Подтягивают, если при нажатии пальцем на ремень наблюдается провисание более чем на 15 мм.

Далее оценивают диодный мост генератора. С этой целью мульти-метр настраивают на определение переменного тока и подсоединяют к генератору и «массе». Полученная цифра не должна быть более 0,5 В. Если она выше, есть проблемы в диодном мосту.

Важно определить и уровень износа щеток, состояние держателей щеток, подшипников и контактных колец генератора. Если высота щеток не превышает 8 мм, их нужно срочно поменять на новые. Если высота – менее 5 мм, стоит поменять щетки вместе с щеткодержателем. При нормальной высоте – профилактически очистить от загрязнений.

Если контактные кольца имеют следы масла, их меняют или очищают смоченной в бензине тканью. При подгорании – тщательно зачищают и протачивают.

Качество подшипников генератора проверяют путем ручного вращения роторного вала. Щетки следует снять. Наличие шума при вращении и заедания – повод для тщательной работы автомастера. Что касается усилия щеткодержателей, то для каждой марки автомобиля оно свое.

Обмотка ротора проверяется путем приложения щупов мультиметра к контактам. Должна быть получена информация о том, что сопротивление не превышает 10 Ом. Отсутствие цепи – характеристика наличия обрыва обмотки.

Чего делать не нужно?

  1. Нельзя проверять агрегат «на искру», то есть методом короткого замыкания;
  2. Нельзя включать генератор при отключенной батарее аккумулятора;
  3. Нельзя трогать, разбирать и перемещать те детали, которые не знакомы. Иными словами, при отсутствии знаний обращаться к подготовленным специалистам. Это позволит сэкономить как время, так и деньги на ремонте автомобиля.

Предлагаю Вам для ознакомления видео, для того чтобы Вы имели представление, как проверяют генератор на стенде